Біографічні сторінки із сімейного літопису одного роду (частина 6)
III. Семья Филипченко Александра Ефимовича (1843-1900) и Анны Семеновны (ур. Любавина) (1862-1942)
После смерти Ефима Ивановича в 1861 г. и отъезда старшей дочери, Александры с мужем Михалевским, в Петербург, вдова – Елена Николаевна (наша прапрабабушка) некоторое время оставалась жить в Новоселицах, Новгородской губернии, на небольшую пенсию. Все три сына: Александр, Михаил и Николай учились в Петербурге; старший Александр, на естественном отделении физико-математического факультета С.-Петербургского университета, а младшие – Миша и Коля – жили в пансионе и учились во 2-ой Казанской гимназии.
В студеческие годы Александр занимался репетиторством, помогая матери содержать семью, с нею оставались младшие сестры, Вера и Лида. Вероятно Елене Николаевне оказывал поддержку и её старший брат, Михаил Николаевич Божерянов, он в ту пору был инспектором или начальником Аракчеевского кадетского корпуса и, скорее всего, именно он помог сестре оформить обучение ее детей на казенный счет. Вскоре и Вера была определена в Смольный институт, который тогда назывался монастырем.
Увлеченный агрономической наукой Александр в 1864 г. перешел в С.-Петербургский земледельческий институт. Все свободное время он отдавал занятиям в лаборатории проф. Энгельгардта А.Н. Трудовые будни агронома начались в 1867 г. в подстоличном хозяйстве ”Поповка”. Там, впервые, Александр организовал молочное производство и ввел в практику использование городских отбросов в качестве удобрений. К этому времени относится появление его первых статей в ”Земледельческой газете”. Затем с 1869 по 1880 Александр Ефимович заведовал частными хозяйствами, сначала в Моршанском уезде Тамбовской губернии, при с.Островке, затем обширным степным хозяйством в Аткарском уезде Саратовской губернии, с большим скотоводством, где использовал столичный опыт ведения молочного хозяйства с применением сидерации. По этим проблемам он часто публиковал статьи в журнале ”Русское Сельское Хозяйство” и в ”Земледельческой газете”.
В 1880 г. Александр Ефимович купил имение при с. Злынь, Болховского уезда, Орловской губернии. На полях своего хозяйства он вел научную работу по селекции пшеницы и гречихи и одновременно занимался усовершенствованием культуры сидерации. Село Злынь было местом, куда часто съезжались его близкие родственники:
”С этим хутором в семье было связано многое, – пишет Т.И.Карышева, – здесь собиралась веселая кампания молодежи, увлеченной сельскохозяйственными проблемами. Здесь подолгу жили братья и сестры Александра Ефимовича, родичи и друзья, Здесь же жили его мать Елена Николаевна и самая младшая из сестер Лидия.
Сюда по окончании курса в Смольном, приехала средняя сестра – Вера. В это время (вероятно, это было около 1871 г.) здесь был и Михаил Ефимович со своей первой женой Авдотьей Васильевной, урожденной Неручевой, и её братья – Михаил и Илья Неручевы. Оба брата были тоже агрономы. Юная институтка, которую в Смольном даже спать укладывали в корсете, недолго смогла блюсти свои смольнинские привычки. Однажды она нашла свой корсет изрубленным в куски… Революционно настроенная молодежь в те времена начала одеваться, подражая крестьянам – косоворотки, поддевки, сапоги… На групповом портрете, где все они сняты, Вера Ефимовна – в русском сарафане, Вскоре она вышла замуж за Илью Васильевича Неручева и уехала с ним в Бессарабию. Илья Васильевич был управляющим у Кенига. Михаил Васильевич работал в Одессе” (Карышева Т.И. Семья Филипченко. Машинопись. Копия. Из архива А.А.Русаковой).
Т.И.Карышева допустила неточность. Мой прадед, Михаил Ефимович, в 1871 г. не мог быть в с. Злынь, поскольку хутор был приобретен позже, в 1880 г. Очевидно, Михаил Ефимович жил и даже работал с братом, но это было в другом месте, вероятнее всего, в Саратовской губернии, сразу после окончания им Петровской академии в 1873 г.
С хутором Злынь связано одно знаменательное событие. Неподалеку, в простой, крестьянской семье Любавиных, на выданье были две сестры-красавицы, Анна и Александра. Младшему из братьев Филипченко – Николаю, судя по всему, нравилась Александра, ради которой он сюда и приезжал. У старшего брата, Александра Ефимовича, на примете была Анна, и задумали братья жениться на сестрах Любавиных. Два образованных человека, один – ученый агроном, второй – юрист, предложили руку и сердце двум сельским девушкам. И хотя с точки зрения общественной морали, такой шаг был предосудительный, свадьба однако состоялась как и предусмотрено по обычаям того времени – одновременно в один день.
Александра Ефимовича любила вся родня, во всех воспоминаниях он одинаково упоминается добрыми словами: ”Дядя Сашок был благороден, щедр, добр и умен” (Из воспоминаний Карышевой Ксении Александровны).
”Отец (М.Е.Филипченко) и дядя Сашок были большими поборниками естественных наук, – пишет Н.М.Донская (ур. Филипченко), – дядя Сашок был агрономом и работал, кажется, в Министерстве земледелия. Я его помню седым, он был хороший рассказчик. Женат он был на Анне Семеновне Любавиной – хорошей хозяйке, красивой, но не очень образованной женщине. Его сыновья Юрий и Шура были нашими большими друзьями и немного старшими сверстниками. После смерти дяди Сашка, Юрий жил с матерью, а Шура в последних классах гимназии, еще при жизни бабушки, жил у нас до поступления в Военно-Медицинскую Академию…” (Донская Н.М. Воспоминания об отце. 1949. Машинопись. Из архива Большаковой Т.Д.).
Из других воспоминаний: ”Дядя Сашок был агроном и вел большую научную работу, выращивая новые культуры злаков для улучшения сельского хозяйства. Служба давала ему возможность скромно существовать с семьей. Он совершал интересные поездки в разные области России, где проводил опыты с пшеницей, гречихой, выводя новые устойчивые сорта. В этих поездках дядю всегда сопровождал его старший сын Юрий Александрович, из которого впоследствии вышел крупный ученый генетик./…/ Дядя Сашок в 50 лет был парализован и доживал свой век в Петербурге на пенсии, которую он получал от Министерства земледелия и Государственного имущества” (Карышева К.А. Моя мать Лидия Ефимовна Филипченко. Машинопись. Из архива Большаковой Т.Д.).
Небольшое уточнение – Александр Ефимович заболел намного позже, чем здесь сказано, и случилось это в Петербурге, но раз речь зашла о пенсии, то напомню роль министра Тертия Ивановича Филиппова, который (по словам Татьяны Ильиничны Карышевой) способствовал получению пенсии по болезни.
Александр Ефимович был в числе ученых агрономов, которые внесли значительный вклад в практику ведения многоотраслевого сельского хозяйства. Публикация статей по сельскохозяйственной тематике, сделали его заметным авторитетом в агрономических кругах России. И неудивительно, что в 1892 г. ему предложили должность ст. специалиста при департаменте земледелия в реорганизованном Министерстве земледелия. Работая в Министерстве, он в содружестве с другими авторами, подготовил к изданию ”Справочник Русского Хозяина”, увидевший свет в 1896 г. Признание заслуг Александра Ефимовича отмечено занесением его фамилии в ”Энциклопедический словарь” Брокгауза и Эфрона (1902 г) с краткой характеристикой агрономической и литературной деятельности.
Александр Ефимович Филипченко умер от последствий инсульта в 1900 г. У него с Анной Семеновной было два сына, Юрий и Александр.