Біографічні сторінки із сімейного літопису одного роду (частина 42)
VI. Неручевы Василий Михайлович и Авдотья Алексеевна – мои прапрадед и прапрабабушка. Неручева Вера Ефимовна, урожд. Филипченко (1854–1922)
Мой прадед – Филипченко Михаил Ефимович в первом браке был женат на Неручевой Евдокие Васильевне. В результате несчастного случая она умерла совсем молодой, в возрасте 27 лет. Это моя родная прабабушка. О ней в воспоминаниях родственников говорится довольно скромно и неизвестно было откуда она родом и кто её родители. Занимаясь поисками в библиотечных фондах я совершенно случайно обнаружил книгу В.П.Пономарёва, рассказывающую о Михаиле Васильевиче Неручеве. Мы знали, что он брат нашей прабабушки Евдокии, знали, что он занимался агрономической наукой, но мало что знали о нём и его сестре. Так вот в книге Пономарёва подробно рассказывается о родителях прабабушки. Отца звали – Василий Михайлович, а мать – Авдотья Алексеевна. Это мои прапрадед и прапрабабушка. Они выходцы из Орловской губернии, где оказывается есть река Неручь. Короткие книжные сведения раскрывают происхождение семьи Неручевых:
”Бабушка Михаила Васильевича – крепостная князей Горчаковых, получив вольную в конце XVIII века поселилась на хуторе неподалеку от реки Неручь. Отсюда, по-видимому и происходит фамилия Неручевы”.
”Василий Михайлович (отец М.В.Неручева и его сестры Евдокии. – Б.Ф.) – преуспевающий купец третьей гильдии, содержал в городе Дмитровске постоялый двор. Он был по тем временам образованным человеком, придерживался прогрессивных взглядов о необходимости коренных преобразований в сельском хозяйстве России. Видимо, поэтому все четверо сыновей – Михаил, Василий, Илья и Иван – получили сельскохозяйственное образование, а дочери – Таисия и Евдокия – стали жонами известных агрономов А.А.Измаиильского и М.Е.Филипченко”(Пономарёв В.П. Неручев М.В. (1885–1922). Кишинёв 1980 ШТИИНЦАс. 8).
Книга ценна тем, что хорошо проиллюстрирована и теперь мы имеем фотографии Василия Михайловича и Авдотьи Алексеевны Неручевых.
Хутор Неручевых, по всей вероятности, граничил или был близок к хутору Александра Ефимовича Филипченко, расположенного в с. Злынь, на Орловщине. ”С этим хутором было связано многое. Здесь собиралась весёлая компания молодежи, увлечённой сельскохозяйственными проблемами. Здесь подолгу жили братья и сёстры Александра Ефимовича, родичи и друзья. /…/ Близость к природе и постоянные разговоры о земле, урожае и прочих делах имений создавали определённую атмосферу в этих семьях”(Карышева Т.И. Семья Филипченко. Копия из архива Русаковой А.А.)
Как видно, семьи Неручевых и Филипченко объединяли и дружба, и общие интересы, связанные с сельськохозяйственными заботами. Прадед Михаил Ефимович был давно знаком с Михаилом Васильевичем Неручевым, ещё по Петровской академии, когда тот был заведующим подсобным хозяйством, а прадед ассистентом кафедры земледелия профессора И.Стебута. К тому же они дважды породнились, прадед был женат на Евдокие Неручевой, а его сестра Вера Ефимовна стала женой Ильи Неручева. Познакомилась Вера с Ильей на хуторе брата Александра Ефимовича Филипченко, куда приехала после окончания учёбы в Петербурге. Верочку любили за доброту и за весёлый нрав, она была общей любимицей братьев и сестёр.
”Наша любимая тётка Вера Ефимовна, – пишет К.А.Карышева, – похожая на мать, умная благородная женщина, после Смольного института попала в деревню к брату Александру, в его хутор ”Злынь” Орловской губернии. Тётка попала в компанию молодежи, революционно настроенной, насмешливой… Молодёжь издевалась над институтскими привычками тётки Веры и однажды она нашла свой корсет изрубленным топором на мелкие кусочки. Тётка Вера сошлась с Ильёй Васильевичем Неручевым, который в те времена был женат. Что было делать? Развод в те времена был делом трудным и стоил много денег, которых, конечно, у бедной молодёжи не было. Всё же дядя Илья развёлся со своей женой, причиной развода явилась медицинская экспертиза, доказанная бесплодность его жены…
Зато тётка Вера вознаградила его за бездетный брак, родив ему 8 детей – 7 девочек и одного сына. Илья Васильевич много лет работал управляющим имениями Кенига в Харьковской губернии, здесь народились все его дочки, да и нас двух мать временами подкидывала тётке Вере в деревню, во времена странствий отца (имеется ввиду Павловский А.Д. – Б.Ф.) по Германии и Франции…
Дед Илья, проработав много лет у Кенига, не поладил с ним и ушёл от него. На скопленные деньги купил кусок земли под Кишинёвым, развёл виноградник, но вёл дело неумело, прогорел и снова семья его кой-как перебивалась, а старшие девочки подросли и учились”.
”К Кишинёвскому периоду относится увлечение тёткой Верой ”писательством”… Родив 8 детей, эта милая, добрая женщина решила, что жизнь её прошла даром, и что она погибла, как ЛИЧНОСТЬ. В те времена многие женщины писали рассказы и повести. Моя мать (Лидия Ефимовна. – Б.Ф.) удачно писала небольшие рассказы, которые печатала в Киевских и Московских газетах. Лавры матери не давали покоя тёте Вере и она стала писать романы. 8 детей и хозяйство были заброшены, дед Илья сам стирал бельё, стряпал и нёс все тяготы о большой семье, а тётка писала. С утра, тщательно вымывши руки и вычистив по институтской привычке ногти, она садилась за стол… Вороха бумаги – очень хорошей, веленевой бумаги, исписывались красивым почерком… Тётка возила свои романы Глебу Успенскому или Короленко в Полтаву. Эти большие писатели были чудесные люди и терпеливо выслушивали длинные романы осаждавших их ”писательниц”. Романы тётки не увидели света, они ”не годились”. Тётка Вера бросила писать, а к тому времени появился первый внук и чувства бабушки были вознаграждены за утрату писательской карьеры… Мы любили эту невероятно толстую, добрую, по-хорошему благородную женщину, большого друга моей матери”(Карышева К.А. Моя мать Лидия Ефимовна Филпченко. Машинопись из архива Большаковой Т.Д.)
Из списка родословной Е.М.Филипченко известны имена детей Веры Ефимовны и Ильи Васильевича: Вера (1880–1962), Наталья (1882–1917), Татьяна (1884–1923), Лидия (1887–1962), Екатерина (1888–1938), Евдокия (1890–1970), Борис (1892–1931) и Ирина (1894–?). Состав семей других братьев Неручевых малоизвестен.
Как и в семье Филипченко, у Неручевых известны случаи брака двоюродных братьев и сестёр. Так Наталья, дочь Ильи Неручева – была замужем за Фёдором, сыном ИванаНеручева.
Среди Неручевых есть женщины, унаследовавшие профессию своих отцов – это агрономы Екатерина Ильинична и Вера Ильинична. ”Вера Ильинична Неручева – дочь Веры Ефимовны, была первой женщиной-агрономом в Бессарабии, ей посвящён стенд в Музее Совхоза виноделия ”Градиешты” под Кишинёвом”(Карышева Т.И. Воспоминания о Юрии Александровиче Филипченко. Копия из архива Русаковой А.А. с. 3).
Одна из дочерей Веры Ефимовны, Евдокия Ильинична Неручева, по первому мужу – Кругловская, а по второму – Гирле, окончила Петербургскую консеваторию и была актрисой.
В предисловии к книге о Михаиле Васильевиче Неручеве, автор В.П.Пономарёв пишет, что в 1980 г. при подготовке книги к изданию ему семейными документами и фотографиями помогали: Михаил Германович Неручев – правнук Василия Неручева и Александр Александрович Кашинцев – сын Лидии Ильиничны (внук Ильи Неручева). Первый из них – мой троюродный брат, а второй приходится мнедядей.
Книга Пономарёва – одна из удачных моих находок и полезна тем, что познакомила нас с родителями, погибшей прабабушки Евдокии (”тётя Душа”) и точно установила её имя. Автор называет прабабушку не Авдотьей, а Евдокией, и это действительно так, потому что и мой дед называл свою мать Евдокией. В его ливанском паспорте имя матери по-французски записано – Evdokie.
Известна ещё одна Неручева из поколения моего прадеда Михаила Ефимовича. По найденным документам она была восприемницей при крещении Василия – приёмного сына Михаила Ефимовича Филипченко. Это ”…одесская купчиха Евфокия Александровна Неручева”(Свидетельство о рождении и крещении Филипченко В.М. – приёмного сына Филипченко М.Е.) Возможно, это бывшая жена Михаила Васильевича Неручева, он когда-то жил в Одессе.
Из воспоминаний Татьяны Ильиничны Карышевой и Надежды Михайловны Донской (ур. Филипченко) ясно видно, что родственные связи между семьями Неручевых и Филипченко поддерживались своеобразно, больше на уровне детей:
”Нередко летом в семье дяди или тётки жили племянники. Особенно в тех богатых имениях, где учёнык агрономы служили управляющими: в Городище, у дяди Мини (Михаил Ефимович), а также под Киевом у тёти Лидоньки (у Лидии Ефимовны в Боярке. – Б.Ф.)”
”…мы познакомились с четырьмя дочерьми милой тёти Веры: Верой, Тулей, Таней и Лидой, пробыли они недолго, но мы успели с ними подружиться”. (Здесь речь идёт о пребывании детей в Городище. – Б.Ф.)
С переездом Михаила Ефимовича из Городища в Петербург, вероятно, нарушились связи Филипченко с Неручевыми и продолжались они больше между семьями сестёр Веры Ефимовны и Лидии Ефимовны. Так, Татьяна Дмитриевна Большакова (правнучка Лидии Ефимовны.) помнит, что: ”…из Неручевых – приезжала в Москву и Киев Лидия Ильинична Кашинцева. Мама (Татьяна Ильинична Карышева. – Б.Ф.) дружила с Аллочкой Русаковой и её мужем; с сыном Лидии Ильиничны – Шурой Кашинцевым, который занимался родословной, но с уклоном к Неручевым и Кашинцевым. Он и его жена уже умерли, дочь и внучка кажется в Москве, но никаких связей нет”.
В одном из старых писем за 1989 г. Татьяна Ильинична Карышева делилась со своей сестрой Лидией Петровной печальной вестью: ”…получила грустное извещение от кузена Шурки Кашинцева (внук Веры Ильиничны. – Б.Ф.), похоронил жену и сам не в лучшем виде, у него подробная генеалогия Филипченок”. Но, к сожалению, мне пока не удалось розыскать кого-нибудь из родни Неручевых. Наверняка у них может хранится фотография моей родной прабабушки Евдокии Васильевны Неручевой.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, и это очень важно – из породнившихся семейств Неручевых и Филипченко вышла целая плеяда талантливых учёных-агрономов и биологов: Михаил Васильевич Неручев и Александр Ефимович Филипченко; Илья Васильевич Неручев и Михаил Ефимович Филипченко; генетик Юрий Александрович Филипченко и женщины-агрономы Вера и Екатерина Неручевы. Сюда я подключил бы и известного агронома Измаильского, женатого на Таисии Неручевой – все они внесли весомый вклад в развитие сельскохозяйственной науки. Их имена заслуженно вошли в дореволюционную энциклопедию Брокгауза и Ефрона и в энциклопедические словари советского периода времени.