Біографічні сторінки із сімейного літопису одного роду (частина 40)
IV.30 Филипченко-Моренец Елена Михайловна(1891–1977), Моренец Николай Иванович (1900–1973)
Елена Михайловна родилась в Городище Черкасского уезда Киевской губернии. В раннем детстве её воспитательницей была любимая гувернантка Елизавета Глебовна Шимова. В 1897 г. семья переехала в С.-Петербург. О младшей сестре Лене интересно рассказывает Надежда Михайловна Донская в "Воспоминаниях об отце":
"Хорошо помню её рожденье… Мы с Катей игрались, подходит папа и говорит: Девочки! Поздравляю Вас с сестричкой – Леночкой /.../ Нас очень забавляла маленькая сестричка. К году, когда она стала ходить и болтать, мы играли с ней как с живой куклой. Наши две куклы были с неё ростом. Её платья одевали на кукол и наоборот. Часто закутывали её в несколько платков и одеял, отправлялись в воображаемые путешествия и удивительно, что она всё кротко переносила и мило улыбалась. /.../ Очень любила заходить в сопровождении толстой няни Зины к папе в кабинет, не смущаясь, что там кто-либо сидит, при чём часто в удовольствие папы что-либо изрекала. Раз приходит и говорит: – А Колумб открыл Америку! А няня с сокрушением: – То я ей кажу, кажу, не говори цих глупостей, а вона не слухае… /.../ Много возились с ней и братья, Миша с Васей. Они уже учились в Киеве и жили у бабушки (В.В. Кистяковская. – Б.Ф.) На каникулы приезжали домой и первые дни мы не отходили от них, так же за ними следом ходили и их собаки. Помню, Леночка подходит к Васе и говорит: – Вася будем играть кам-будто ты мой старший брат, а я кам-будто твоя младшая сестра, – берет его за руку, ведёт в сад: – И кам-будто мы пошли гулять, – и под наш смех прогуливается с ним перед домом"(Донская Н.М. Воспоминания об отце. К столетию 1849-1949. Копия из архива Большаковой Т.Д. с. 19).
И оттуда же ещё несколько штрихов, раскрывающих образно Елену Михайловну в девичьи и более зрелые годы:
"Высокая, стройная, с волнистыми каштановыми волосами, тонкими, подвижными, тёмными дугами бровей, она была очень привлекательна. Умница, способная, выдержанная, немного себе на уме. Её детские годы проходили иначе, чем наши. Сначала школа Тихеевых, известных педагогов, частная гимназия, лучше поставленная, чем наша Литейная. Революция не коснулась её. После Бестужевских курсов, работа сестрой на фронте, Мединституте, она прошла медицинский путь и стала видным врачом в СПБ – старшим терапевтом города. Она была очень привязана к матери, жила с ней до самой смерти. Уже после вышла замуж".
Медицинское образование она получила в Петербурге. Была ассистентом известного клинициста, академика АМ Г.Ф.Ланга. Кандидат медицинских наук, заслуженный врач РСФСР. Двенадцать лет (1954–1961) работала главным терапевтом г. Ленинград.
"Тётя Лена, – писала Алла Александровна Русакова, – обладала властным и сложным характером, была хорошим терапевтом – ассистентом известнейшего академика Г.Ф.Ланга и, как я уже говорила, организатором ленинградской Скорой помощи. Через несколько лет после смерти бабушки, чувствуя себя очень одинокой (она не очень ладила с моей мамой), она вышла замуж за экономиста и архивиста Н.И. Моренца, заведующего читальным залом Центрального Исторического архива, человека недалекого и не очень приятного. Он был в своё время её пациентом и весьма усиленно в течение ряда лет ухаживал за нею и наконец добился её согласия выйти за него замуж. Они, конечно, были, что называется, неровня по интеллекту и культурному уровню. Но как раз в зти годы Николай Иванович нашёл в архиве "отпускную" Т.Г. Шевченко, чем и "прославился" и постепенно стал признанным шевченковедом, чем тётя Лена очень гордилась".
Найденная в архивах Сената отпускная Шевченко, была передана в музей Т.Г. Шевченко г. Киев. Благодаря этой находке, Н.И. Моренец в Украине пользовался большим уважением. Академия наук УССР и Союз писателей Украины не раз приглашали его на шевченковские празднества и конференции. У нас хранятся фотографии, где он с Еленой Михайловной сняты 20 мая 1961 г. в Каневе у памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко и в музее Кобзаря у стенда сотпускной.
Несмотря на жестковатую характеристику Аллы Александровны, надо полагать, что Николай Иванович, как архивовед, целеустремленно помогал Елене Михайловне создавать родословную семьи Филипченко. В содружестве они вдвоём составили полный список всех известных членов рода Филипченко со всеми ответвлениями: фамилия, имя, отчество; когда, где родился и умер; где учился и кем работал; кто на ком был женат. Неоценимы редкие находки Николая Ивановича. Именно он обнаружил в архивах Сената Указ об освобождении прапрадеда Ефима Ивановича Филипченко, штаб-лекаря Аракчеевского кадетского корпуса, от подушного налога. В свою очередь, Елена Михайловна посвятила многие годы увековечению памяти отца: ею написана краткая биография Михаила Ефимовича; она помогла народному музею г. Городище создать стенд, посвящённый отцу, подарив совместно с Ельяшевичами музею редчайшую книгу М.Е. Филипченко "Мошногородищенское имение" (издания 1896 г.); она также вела переписку с техникумом-совхозом, основателем которого был прадед.
Думаю, моё поколение должно быть благодарно Елене Михайловне и Николаю Ивановичу за их великий труд и подвижничество по раскрытию многих неизвестных страниц истории рода Филипченко. Без найденных ими документов, без поимённых списков каждой веточки нашего генеалогического древа, начиная от пращура Ивана Филипченко, родословная семьи Филипченко была бы не столь полной и подробной.
На фото: Елена Михайловна Филипченко.и Николай Иванович Моренец в Каневе на шевченковских праздниках по приглашению АН УССР и Союза писателей Украины, 20 мая 1961 г.