Біографічні сторінки із сімейного літопису одного роду (частина 33)
IV.23 Донской Дмитрий Дмитриевич-младший (1910 г.р.)
Митя – сын Надежды Михайловны и Дмитрия Дмитриевича (старшего) родился 28 ноября в Мюнхене. Детство, в основном, прошло у бабушки Софьи Алексеевны, в Хмельнике. Митюша – так звали его маленьким, окончил среднюю школу в Москве и уехал к родителям в Парабель. Это был редкий случай, когда семье Донских посчастливилось какой-то период жить вместе. Сюда, в Парабель, Митя приезжал в последний раз в 1935-ом. Отец, Дмитрий Дмитриевич, в беседах с сыном, говорил об отходе от прежних убеждений, он отмежевался от деятельности социал-революционеров в 1918-1919 г.г., считая её ошибочной и преступной, и дал понять, что он лоялен к Советской власти. Быстрое перерождение Д.Д.Донского трудно увязывается с фактами его биографии. Однако надо учитывать, что за плечами этого уже немолодого человека была бурная, полная лишений жизнь. Последние 18 лет прошли в тюрьме и ссылке, и он не видел каких-либо светлых перспектив в будущем… Возможно лояльность к власти была продуманным шагом не навредить взрослому сыну, которого он очень любил.
Весной 1927 г. Дмитрий-младший вместе с матерью Надеждой Михайловной уехал из Парабели в Ленинград для поступления в мединститут. Поступить в вуз тогда не удалось. "Мы сходили к моему двоюродному брату Юрию Филипченко, возглавлявшему кафедру генетики на биологическом факультете Ленинградского университета. Он нас очень ободрил и предложил племяннику этот год поработать у себя. Эта работа и подготовительные курсы много помогли Мите" (Яковлев Я.А. Дмитрий Дмитриевич Донской. Томск 2000. Томский университет с. 153).
В тот год, когда Митя Донской работал у дяди Юрия в лаборатории генетики, на лекциях, семинарах и практических занятиях присутствовала, может быть чаще, чем это было нужно, племянница Юрия Александровича, Таня Карышева, студентка биологического факультета Ленинградского университета. Она приехала учиться из Киева, перезнакомилась со всеми питерскими родственниками, в том числе с Митей Донским и Мишей Ельяшевичем. Таня была красива, с музыкальным дарованием, прекрасно пела и нравилась Мите. Дяде Юрию не стоило большого труда разглядеть повышенное внимание Мити к киевской родственнице. "…наши родственные отношения нисколько не смущали ученого генетика. Он даже приводил примеры, что инбридинг в семьях здоровых и способных людей дает хорошие результаты. И оказался прав" (Карышева Т.И. Воспоминания о Юрии Александровиче Филипченко. Машинопись. Из архива Русаковой А.А.)
Дмитрий Донской-младший, всё-таки стал студентом, поступив в 1-ый медицинский институт. Увлечение Таней Карышевой (внучка Лидии Ефимовны Павловской, ур. Филипченко) закончилось женитьбой. В 1932 г. у них родилась дочь – Таня. И слова Т.И.Карышевой: "И оказался прав", относятся именно к её и Дмитрия Дмитриевича дочери – Татьяне Дмитриевне, по мужу Большаковой. Инбридинг не подвёл. Получив медицинское образование, она впоследствии станет доктором наук и профессором.
Дим Димыч, так называют его близкие, окончив институт, работал в Институте курортологии в Москве, а в 1934 г. перевёлся в Харьков. Здесь в Украинском НИИ физической культуры он занимался научной работой. Позже Дм. Дм. заведовал кафедрой анатомии Государственного института физической культуры Украины. В дальнейшем он увлёкся проблемами, связанными с биомеханикой, с двигательными функциями человека. В этой области науки Дмитрий Дмитриевич, делая первые шаги, был первооткрывателем – им разработаны первые программы и написаны пять учебников по биомеханике.
Семейные узы с Татьяной Ильиничной оказались непрочными и они разошлись. В период Великой Отечественной войны, Дмитрий Дмитриевич прошёл боевой путь от Киева – до освобождения Вены. Второй раз был женат на Наталье Ивановне Харитоновой. В 1949 г. у них родился сын Алексей.
Моё знакомство с Дмитрием Дмитриевичем состоялось по почте в 2000 году, через дочь его Татьяну Дмитриевну Большакову, приходящейся мне троюродной сестрой. Написав ей письмо я не предполагал, что Дм. Дм. ещё жив, и был немало удивлен и обрадован, когда получил ответ непосредственно от него. Письмо было пронизано искренней симпатией ко мне и своей причастностью к роду Филипченко:
"Дорогой Борис Михайлович! Дорогой – потому, что мы с Вами "родная кровь" – я, Донской Дмитрий Дмитриевич (младший), внук Вашего прадеда Михаила Ефимовича Филипченко /…/ Прежде всего – большая радость в том, что нашлась ещё одна родная душа и приоткрывается ещё одна страница жизни обширного рода Филипченко!
О судьбе Надежды Михайловны и Дмитрия Дмитриевича (старшего) Вы узнаете из книги "ДДД", которую я получил из Томска на днях, после 3-х лет подвижнического труда над ней о жизни и гибели моего отца. Это – первый экземпляр; и как только я получу остальные, я Вам немедленно вышлю её как часть истории всей НАШЕЙ СЕМЬИ…
Обо мне коротко. Родился в 1910 г. в эмиграции родителей: врач, профессор биомеханики (которую создавал) Рос. Гос. Академии физической культуры. Писал учебники (5 раз), издавались за рубежом (14 раз). Прошёл ВОВ – с женой; прожили 55 лет; похоронил осенью. Живу один. В Москве в 6 семьях моих 7 потомков.
Альпинизм, лыжные гонки (9 марафонов и сверхмарафонов – 60-80 км). Читаю лекции; бегаю – летом до 300-400 км, на лыжах (в последнюю зиму – свыше 1000 км). Пёстрый портрет – не правда- ли? Да как рассказать иначе 90 лет жизни?"
Моему удовлетворению не было предела, я был бесконечно рад родственной близости с представителем старшего поколения и с большим уважением и гордостью воспринял рассказ умнейшего человека из нашего рода. Потрясающая симфония – гимн физическим возможностям человека!
О близких ему родных, сыне Алексее и внучке Рае он сообщал:
"Сын – Алёша – талантливый инженер – электронщик, главный инженер конструкторского бюро. Живёт один. Дочка его Рая (с Васей) отселилась в отдельную квартиру – крупный специалист современных технологий. Гены Филипченко безусловно проявились в них".
В конце письма прозвучали горькие слова старого человека, оставшегося на склоне лет, одиноким:
"Я думаю, Борис Михайлович, Вы поймёте меня верно. Семь месяцев одинокой жизни (после 55 лет) не могут не оставить следа. Перестраивается весь внутренний мир. К тому же – все (все!!!) близкие друзья уже покинули этот свет, не только старшие, но и многие – куда моложе. Не с кем что либо вспоминать…
Обо всём, что Вы захотите рассказать мне – буду принимать как часть нашей семейной эпопеи в это безумное время, в безумном мире.
Желаю Вам мира на душе и здоровья всем близким. Ваш Д. Донской".
Вот таков Дмитрий Дмитриевич, приходящийся мне дядей и один из немногих, кто принял меня с родственными чувствами, как самого близкого и родного человека.
Напоследок, в письме прозвучала фраза, удивившая меня: "Все остальное, Вами написанное, я в целом знал, кроме последних лет и даты кончины Вашего отца – "дяди Мины". Вот так-так! Значит Дмитрий Дмитриевич хорошо знал моего отца, и называет его "дядя Мина"? Но папа ему дядей не мог быть, хотя и был старше Донского на 10 лет. Они приходились друг другу двоюродными братьями. Скорее всего Дим Димыч под "дядей Миней" подразумевал прадеда моего Михаила Ефимовича.
В 2002 году, в июле месяце, я был в гостях у Дмитрия Дмитриевича, в Королеве, под Москвой. Встретил он меня с теплотой и лаской, был бодр и приветлив, немного глуховат, но это не помешало нашей беседе. Ему настолько понравилась подаренная мною подробная генеалогическая схема фамильного древа, что он не раздумывая вручил мне несколько машинописных рассказов Т.И.Карышевой и "Воспоминания" В.В.Михалевского со словами: "Вам эти воспоминания понадобятся, ведь вы пишете о нашем роде". На прощание он подарил книгу "ДДД". Уходил я от Донского расстроенным, я видел, что живётся старику одиноко. Ощущение утраты жены, Наталии Ивановны, с которой он прожил последние 55 лет, видимо ещё не прошло.
В другом письме Дмитрий Дмитриевич подчёркнуто тонко говорил о близости нашего родства: "Надеюсь восстановиться и проявить всю мою самую глубокую родственную теплоту, которой я переполнен – Вам! Родная кровь!" И далее немного о себе: "За меня не тревожьтесь. Моя опора – родная внучка Рая (дочка покойного сына Алёши) и её муж Вася. Всё, что необходимо она совершает сама, очень любит меня и сейчас – самая близкая родня". В конце письма он подписался: "Весь Ваш Д.Донской (кличка "Дим Димыч, Доктор").
Написанные как бы, между прочим, слова: "…покойного сына Алёши" были неожиданной новостью, ещё накануне Дмитрий Дмитриевич писал о нём, как о живом… Видимо Алексей Донской умер в конце 2000 года.
Д.Д.Донской – почётный член Международного общества биомехаников; член-корреспондент Международного Совета по физическому образованию и спорту при ЮНЕСКО ООН. Кандидат биологических наук и доктор педагогических наук, профессор. Ему в 2001 г. исполнился 91 год, он преподаёт в Российской государственной академии физической культуры. Ведёт активный образ жизни. Страстный пропагандист "движения" в спорте.
Последние сведения о Дим Димыче были получены от его дочери Татьяны Дмитриевны в марте 2005 г.: "Надеюсь, что у Вас и Ваших близких всё "терпимо", как говорит Д.Д.-младший, мой отец, ему стукнуло 94 года, голова ясная, но оч. слаб. У него круглосуточный уход (м/с, кот. оплачивает внучка Рая, дочь Алёши)".