Біографічні сторінки із сімейного літопису одного роду (частина 24)
IV.14 Лиманские Михаил Григорьевич (1893–1955) и Ольга Михайловна – ур. Филипченко (1903–1988), их сыновья Михаил и Сергей
Моя тётя Ольга Лиманская родилась в Малоархангельске Орловской губернии. До 1918 г. училась в Петроградском лицее, потом в Киеве. Среднее образование завершила в Севастополе, оказавшись там с родителями с отступающей белой армией.
В эмиграции, c 1925 г., в течение 18-ти лет, служила секретарем у М.Дюрафура, руководителя кадастра (земельное управление) Сирии и Ливана. С 1944 г. по 1967 г. – секретарь французского посольства в Бейруте.
Неожиданно для всех, в Ливане, когда тёте исполнилось 56 лет, в весьма зрелые годы, у нее обнаружился талант незаурядного художника. Началось с того, что однажды, увидя наклонность к рисованию, художник Жан Бенедек подарил ей акварельные краски. Это увлечение спасло тётю Олю от трагических переживаний, связанных со смертью мужа. Замужем она была за Михаилом Григорьевичем Лиманским, бывшим офицером и авиатором российской армии. "Мигри", так называли его в семье, был выдумщиком "на все руки". То он придумывал люстры необыкновенной красоты; то холодильные камеры-витрины, но самым серьезным изобретением был запатентованный в Ливане пустотелый кирпич. Его производство, на построенном небольшом заводике, приносило семье солидную прибыль.
Рисовала тётя Оля хорошо, чувство художественного вкуса и умение красками показать окружающий мир на полотне определил её будущее. Удавались и пейзажи, и портреты, словом, буквально всё. Свои работы она выставляла на выставках, появились хвалебные рецензии, а в оценках её творчества даже сравнения с голландским художником Ван Гогом. Сохранился один из презентационных буклетов, приуроченный к открытию выставки в Казлике, на титульном листе которого – выведено: "OLGA LIMANSKY LE VAN GOGH DU LIBAN".
Бабушка, со свойственной ей манерой, в одном из писем подробно познакомила нас с тётей Олей и её семьей:
"…я много времени провожу одна; дети безумно заняты и ведут жизнь, как я называю "электрическую". Ольга сейчас была перегружена работой. В субботу было открытiе Либонского музея, в пожертвованном для этой цели, одним из местных миллiонеров, в одном из его домов; она в первый раз выставляла там свою акварель и 2 рисунка. Помимо этого она от 9 ч. у. – до 1 ч. дня и от 5 ч. в. – до 7 ч. работает во франц. посольстве и была сейчас занята продажей земель, принадлежащих Франции. Прибавлю к этому возню с двумя правнуками (моими) – сыновьями ея старшего сына (Михаила), веденiе хозяйства и, как отдых, занятiе живописью, письма к младшему сыну (Сергею), который находится в Париже на последнем курсе и весною, если всё будет благополучно, должен получить диплом инженера.
Только что ушла тётя Оля и я продолжаю свое письмо. Акварель ея выделялась среди всех картин и её хотела обязательно купить одна дама, но Ольга отказалась продать, т.к. не нуждается в деньгах и не собирается торопиться с проджей своих произведений. У неё в доме целый свой собственный музей и возможно, что вскоре она сделает свою выставку. Кроме картин она замечательно делает рисунки в красках на вазах разных форм. Да и Мих. Григ. (ея муж покойный) оставил им в наследство свое изобретение: кирпичи из массы, которая не пропускает ни холода, ни жары; ею часто покрывают и крыши. Этим делом сейчас заведует Миня, летом его главный сотрудник – Сережа: сыновья Ольги. Каждому из них троих принадлежит третья часть барыша. Что-то очень уж я расписалась об Ольге, но это моя любимица; я её называю "мое солнышко"; придет и в каком-бы не была я плохом настроении, съумеет успокоить, насмешить и развлечь!"
Тётя Ольга не расставалась с карандашами и красками до последней минуты жизни, она умерла от приступа инфаркта в 1988 г., в саду, среди цветов, работая над картиной "Ливанский дом", так ею и неоконченной… Похоронили тетю в горах, которые она очень любила. От двух сыновей Михаила и Сергея у неё 5 внуков: Георгий, Василий, Кирилл – сыновья Михаила; Иван и Григорий – сыновья Сергея. Два правнука: Сергей и Александр – дети Василия.
Младший сын тёти Оли – Сергей, после смерти матери, несколько раз выставлял её картины на выставках. Время от времени, в связи с круглыми датами, в печати появляются отклики в память о её творчестве, которые нам пересылает Миша Филипченко.
В 1996 г., в разное время, я и Женя побывали в Ливане. Женя встречался с Сергеем и нашел его в состоянии депрессии, причина – неустроенность семейной жизни. Сергей подарил Жене более десятка ксерокопий рисунков тёти Ольги. Когда же я гостил в Бейруте, Миша Филипченко с Лиманскими меня не познакомил. Наверно я не настаивал и видимо Миша с двоюродными братьями Лиманскими не в ладах.
Помню была попытка со стороны Сергея переписываться, я получил его новогоднее поздравление, ответил немедленно подробным письмом, но обратной связи не последовало, а жаль... Последние сведения о Сергее я получил 22.08.2005 г. от Миши Филипченко: "Бедный Сережа Лиманский попал в психушку, а теперь отдыхает в санатории". Подтверждается впечатление Жени, заставшего Сергея в 1996 г. в состоянии депрессии. Я же до сих пор сожалею, что не сумел встретиться с двоюродными братьями Лиманскими.